Оценка нематериальных активов, объектов интеллектуальной собственности

В условиях современного развития рыночных отношений стоимость нематериальных активов компании начинает играть все большую роль – нередки случаи, когда она превышает стоимость основных фондов или оборотных активов компании.

Однако следует четко различать понятия интеллектуальная собственность (ИС) и нематериальные активы (НМА).

В соответствии со ст. 1225 ГК РФ объектам ИС характерна правовая охрана прав обладателя.

Объекты ИС:

  1. произведения науки, литературы и искусства;
  2. программы для ЭВМ;
  3. базы данных;
  4. исполнения;
  5. фонограммы;
  6. сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач;
  7. изобретения;
  8. полезные модели;
  9. промышленные образцы;
  10. селекционные достижения;
  11. топологии интегральных микросхем;
  12. секреты производства (ноу-хау);
  13. фирменные наименования;
  14. товарные знаки и знаки обслуживания;
  15. наименования мест происхождения товаров;
  16. коммерческие обозначения.

Понятие НМА шире понятия ИС и включает в себя:

  • все объекты ИС;
  • деловую репутацию;
  • расходы на опытно-конструкторские, научно-исследовательские и технологические работы.

Очень популярной, в последнее время, становится оценка бренда. Однако термин «бренд», как таковой, в российском праве отсутствует и оценить его невозможно в силу отсутствия правовых предпосылок для идентификации прав. Чаще всего в таких случаях под брендом понимается торговый знак или знак обслуживания. Однако на взгляд ведущих экономистов и оценщиков понятие «бренд» гораздо шире понятия «товарный знак» и к нему применяются специальные инструменты для оценки.

Важным является понимание того факта, что многие объекты нематериальных активов не имеют правоудостоверяющих документов (такие как ноу-хау, фирменное наименование, коммерческие обозначения, произведения науки, культуры, искусства).

Правоподтверждающими документами могут выступать следующие документы:

  • патенты;
  • свидетельства,

так же, при оценке объектов нематериальных активов, очень часто встречаются так называемые «производные документы»:

  • договора об уступке прав;
  • лицензии (в т.ч. и сублицензии).

Основополагающим фактором, влияющим на стоимость объектов ИС, является то, на какой стадии «жизненного цикла» находится объект оценки. Однако данное утверждение не действует в отношении деловой репутации, поскольку она, как правило, не зависит от «жизненного цикла» компании и определяется в первую очередь потенциалом персонала компании и ее внешними связями с контрагентами и органами государственного регулирования.

Вообще говоря, качественная оценка объектов НМА и ИС является сложным, относительно длительным и дорогостоящим видом услуг. Однако преимущества для заказчика оправдывают ожидания:

  • экономия на налоге на прибыль (увеличение стоимости нематериальных активов увеличивает амортизационные отчисления (следовательно и себестоимость) и снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль);
  • повышение инвестиционной привлекательности компании;
  • стоимость деловой репутации, как частного случая, является отражением качества управления компанией.

На сегодняшний день в России среди объектов НМА и ИС чаще всего оценивают:

  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • деловую репутацию;
  • программы для ЭВМ и базы данных;
  • изобретения и полезные модели;
  • ноу-хау.

Наиболее приемлемыми подходами для оценки НМА и ИС являются доходный и затратный. Сравнительный подход так же применятся, однако крайне редко в виду отсутствия рыночной информации.

Задачи оценки НМА и ИС в принципе сходны с задачами для оценки бизнеса, однако имеют и свои особенности:

  • сделки по купле-продаже;
  • взнос в уставной капитал;
  • определение налогооблагаемой базы;
  • привлечение инвесторов;
  • определение вознаграждения авторам;
  • определение базы для расчета паушальных платежей и роялти;
  • определение ущерба от неправомерного использования;
  • передача в залог;
  • оформление наследства.


Перечень документов, необходимых для проведения оценки нематериальных активов

Товарный знак, знак обслуживания, программы ЭВМ и БД

    Документы:

  1. Свидетельство;
  2. Бизнес-план использования (если есть);

  3. Информация:

  4. Описание товара (услуги), использующих товарный знак (знак обслуживания, описание программы и базы данных;
  5. Анализ сегмента рынка, в котором представлен объект оценки;
  6. Описание коммерческого использования в части изменения выручки, себестоимости и позиции на конкурентном рынке;
  7. Информация о совокупных затратах, произведенных на создание;
  8. Информация о текущих затратах на правовую охрану;
  9. Сведения об обременениях.

Ноу-хау

    Информация:

  1. Описание ноу-хау;
  2. Экономическое обоснование ноу-хау:
    • увеличение объемов реализации;
    • увеличение отпускной цены единицы продукции за счет внедрения ноу-хау;
    • уменьшение себестоимости единицы продукции.
  3. Описание сегмента рынка, к которому относится ноу-хау.
  4. Сведения о произведенных затратах на разработку, внедрение, правовую охрану, маркетинг.

Гудвилл (goodwill)

Перечень документов для оценки деловой репутации (гудвилла) аналогичен перечню документов для оценки компании. Это обусловлено тем фактом, что оценка гудвилла является частным случаем оценки бизнеса.

Если говорить о сроках проведения оценки объектов НМА и ИС, то в каждом конкретном случае они устанавливаются отдельно – каждый объект - в своем роде уникален, и требует индивидуального подхода.