Рынок консалтинга и аудита в 2011 году

Рынок консалтинга и аудита в 2011 году

Рынок консалтинга и аудита в 2011 году

«Нейтральный» 2010 год

2010 годом стремительного роста вряд ли назовешь, стагнация в целом и небольшой рост отдельных отраслей были прогнозируемыми и ожидаемыми. По данным «Эксперт РА» выручка 100 крупнейших консалтинговых компаний увеличилась на 5%. Про возврат к докризисному показателю говорить рано, но рост есть по сравнению с -5% 2009 года.

Отметим, что некоторые участники рынка отказались давать данные о своем финансовом состоянии, объясняя это недостаточным временем на подготовку материала, реструктуризацией и другими причинами. Однако эксперты, не без оснований, полагают, что отказ показывать свои финансовые показатели обусловлен падением оборотов, что на фоне более успешных конкурентов создает предпосылки для весьма негативных выводов. В условиях жесткой конкуренции позволить себе этого никто не может.

Большинство участников рынка сходятся на том, что 2010 год был «нейтральным». Этому способствовало ряд причин:

  • ситуация в экономики России существенно не изменилась, а значит, платежеспособность реального сектора осталась на прежнем уровне;
  • бюджеты компаний на 2010 год сформировались в 2009, в пик массового снижения расходов на консалтинговые и аудиторские услуги, где это было возможно в силу законодательных предписаний;
  • большинство проектов остаются без должного финансирования, поскольку инвесторы не в состоянии определить риски и спрогнозировать какие-либо результаты;
  • демпинг на рынке аудиторских и консалтинговых услуг замедляет рост рынка.

Следствием этого стало господство заказчика в сфере консалтинговых и аудиторских услуг. Спрос диктует условия, а это негативно сказывается на качестве услуг и портфеле предложений от компаний.

Рынок изменяется под действием спроса. В силу новых законодательных норм все меньшим спросом пользуется обязательный аудит. Его порог был поднят по выручке с 50 до 400 млн рублей и по активам с 20 до 60 млн рублей. Это приведет к тому, что небольшие компании, которые предоставляли подобные услуги, потеряют своих клиентов. Им придется искать новых, а значит конкуренция усилится. Эксперты прогнозируют сокращение участников рынка на треть путем поглощения мелких компаний более крупными, а также уходом тех, кто не сможет прижиться к новым реалиям.

Жесткая ценовая политика

Сокращение спроса приведет к росту конкуренции, а это вынудит многих игроков снижать цены и расширять продуктовую линейку. 2010 год прошел под знаком демпинга. Некоторые компании предоставляли услуги, которые были ниже себестоимости. Это весьма подозрительно, ведь цены порой доходили до абсурда.

Ожидается, что в 2011 уйдут компании, предоставляющие фиктивные заключения для предприятий, которым аудит был обязателен по законодательству. Это сектор услуг в 2010 году привел к демпингу и жесткой ценовой войне. А вот для потребителей формального аудита законодательные изменения только на руку, потому что теперь «бумажка» им не нужна.

Для мелких компаний рынок значительно сократился, в особенности для региональных представителей, которые теперь будут рассчитывать на более крупных клиентов. А им есть что предложить – низкие цены обусловлены соответствующим качеством и невысокими региональными зарплатами.

Цены будут расти

По прогнозам в 2011 году цены на аудит будут расти. Это связано с некоторыми законодательными новшествами, такими как получение квалификационного аттестата. Напомним, что с 1 января 2011 года в силу вступили отдельные положения ФЗ №307 от 30 декабря 2008 года, согласно которым аудиторы, которые не сдали специальный квалификационный экзамен, не смогут проводить аудит отдельных категорий предприятий. В их число входят страховые компании, кредитные организации, государственные корпорации и негосударственные пенсионные фонды. Стоимость экзамена на одного аудитора составляет 10 тыс. рублей, при этом специальные центры созданы пока только в Москве. Региональные компании будут вынуждены нести дополнительные расходы на командировки персонала.

Аргумент в пользу роста стоимости услуг - повышение страховых взносов на 30%, а как мы знаем, основными затратами аудиторских компаний является оплата труда персонала. Повышение издержек и инфляция непременно приведут к скачку стоимости услуг. По некоторым оценкам эти факторы в ближайшее время повысят цены аудиторских компаний на 14%.

Полноценному восстановлению рынка аудиторских и консалтинговых услуг мешает их низкая стоимость. Речь даже не о снижении цен в результате конкуренции. Компании оптимизировали бюджет и урезали расходы на данные виды услуг. Это заставило аудиторские и консалтинговые компании предлагать более гибкие тарифы и использовать индивидуальный подход к каждому заказчику.

Ситуация на рынке консалтинга

В 2010 году спрос на консалтинг превысил спрос на аудит, и это в условиях массового сокращения бюджетов компаний на услуги сторонних консультантов. Задача консалтеров убедить бизнес в необходимости этой информации и оправданности затрат. Сделать это в период стагнации не просто. Заказчик хочет быстрой отдачи и увидеть экономический эффект в краткосрочном периоде. Такой прагматичный подход в 2010 диктовал тренд, который сохранится и в 2011 году.

В отличие от аудита, рынок консалтинговых услуг не сокращается посредством государственных новаций. Это позволяет консалтинговым компаниям сосредоточиться на маркетинге и предлагать удобные для клиентов варианты в портфеле услуг.

Наиболее востребованными остаются налоговые и юридические консультации. Оценка налоговых рисков, налоговые споры и консультации по вопросам оптимизации налогообложение - все это востребовано и представлено на рынке. Основный прирост обеспечили консультации в сфере управления и финансов. Компании, которые предоставляли эти виды услуг, продемонстрировали самый большой рост. Эксперты полагают, что это произошло по нескольким причинам. Во-первых, когда грянул кризис, спрос на консалтинг упал ниже аудита (который был обязателен) в силу сокращения бюджета компаний. Во-вторых, демпинговая ценовая политика на рынке аудита не дает ему полноценно расти. В-третьих, большое количество конфликтов с государственными органами и работниками заставляет руководителей не экономить на налоговом, юридическом и управленческом консалтинге. Это чревато чрезмерными издержками, а поэтому сторонние консультации стают разумной оптимизацией расходов.

Банкротное производство, оценочные услуги, стратегический консалтинг, маркетинговые исследования, финансовое планирование, due diligence, сопровождение сделок – это все позволило консалтинговым компаниям расти в 2010 году.

По мнению экспертов, перспективной областью является консалтинг в сфере энергосбережения. Однако такая активность искусственно спровоцирована законодательной инициативой – обязательным проведением энергоаудитов.

Выводы

На 2011 год больших ожиданий участники рынка не возлагают, сходясь во мнении, что он будет продолжением «нейтрального» 2010 года. Отчасти в силу политической ситуации – год перед выборами, но тон на рынке консалтинга и аудита будет задавать экономическая ситуация. От ее показателей будет зависеть рынок и ее участники.

Докризисного объема консалтинг и аудит в 2011 году не наберут, однако говорить о чем-то с уверенностью не стоит. Не последнею роль будет играть законодательная инициатива в области аудита и государственных закупок.

Большие надежды эксперты возлагают на саморегулируемые организации, но они на стадии становления, а поэтому и здесь прогнозы весьма приблизительные. Повышение издержек приведет к росту стоимости услуг, а жесткая ценовая конкуренция заставит многих участников рынка уйти или быть поглощенными более крупным игроками.


Количество показов: 2797

Возврат к списку



Материалы по теме: