И снова электронная подпись. Чего ждать бухгалтерам?

И снова электронная подпись. Чего ждать бухгалтерам?

И снова электронная подпись. Чего ждать бухгалтерам?

В апреле 2011 года законодатель принял Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», который регулирует отношения, возникающие при использовании электронной подписи. Сдача налоговой отчетности в электронном виде набрало массовый характер, кабинеты приемки отчетности в налоговой пустеют с каждым месяцем. Все больше предприятий переходят на электронный документооборот внутри компании и между партнерами, оптимизируя расходы предприятия и сокращая временные затраты на «бумажные» дела. Государство обязано регулировать этот процесс, ведь предыдущий закон с этим не справился. Рассмотрим почему, и повлияют ли нововведения на бухгалтерское сопровождение предприятий.

Старый закон провалился!

Новый закон отменил действие Федерального закона № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002г., который не отвечал требованиям современного бизнеса.

Федеральный закон № 1-ФЗ не смог создать правовое поле для того, чтобы цифровая подпись обрела массовое распространение в РФ. Одним из главных недостатков эксперты считают наличие технологии ассиметричных ключей подписи, которая в лице монополиста создает единую систему центров, которые обязаны применять сертифицированные средства ЭЦП. Федеральный закон № 1-ФЗ не согласован с другими законами РФ, не отвечает международным нормам и практике, не регулирует все аспекты гражданско-правовых отношений.

Это привело к низкой культуре использования электронной цифровой подписи. По некоторым данным этот показатель не превышает 0,2-0,3 %.


Сможет ли новый?

Законодатель считает, что Федеральный закон № 63-ФЗ решит эти проблемы и создаст благоприятные условия для использования цифровой подписи. Новый закон регулирует гражданско-правовые отношения, сделки с государственными и муниципальными органами, а также другие виды юридических отношений.

Новый закон определил электронную подпись как «информацию в электронном виде, которую присоединяют к другой информации в электронном виде (или любой другом), и которая определяет лицо, которое подписывает информацию». 

Владелец электронной подписи обязан иметь соответствующий «сертификат ключа проверки электронной подписи», который может быть в электронном или бумажном виде.

Предполагается, что это облегчит бухгалтерское сопровождение предприятий.

В законе даны определения всех понятий, которыми необходимо оперировать при использовании ЭП. Новый закон разделяет электронную подпись на два вида: простую и усиленную. Последняя делится на квалифицированную и неквалифицированную.

Электронные документы, которые подписаны электронной подписью, имеют юридическую силу, равнозначную документу на бумажном носителе. Это позволит сократить временные затраты на ряд механических процедур, что сделает бухгалтерское сопровождение предприятий более оптимизированным.

Закон детально описывает порядок и условия использования электронной подписи, устанавливает ограничения и различия между разными видами ЭП. Сертификаты выдает удостоверяющий центр, который удостоверяет личность, принимает заявки на сертификаты и аннулирует их, устанавливает сроки использования и обеспечивает техническую помощь пользователям ЭП.

Стоит отметить, то сертификаты, которые были выданы по Федеральному закону № 1-ФЗ, приравниваются к квалифицированным сертификатам согласно Федеральному закону № 63-ФЗ.

Единственное, что сейчас смущает предпринимателей – это стоимость электронной подписи, а точнее отсутствие информации об этом. Законодатель оставил этот вопрос на решение рынка, который с помощью спроса и предложения должен самостоятельно установить цену. Как это будет реализовано и не пострадает ли бухгалтерское сопровождение предприятий – покажет время.


Количество показов: 1544

Возврат к списку



Материалы по теме: